Навык модерации для руководителя

Навык модерации для руководителя

В статье даются уникальные приемы модерации, с помощью которых руководитель может развивать свой коллектив, расширять варианты решений, собирать творческие идеи.

Что такое модерация, и когда она нужна.

Модерация — это метод организации групповой работы с целью найти решение сложной задачи, требующее совместного вклада многих участников.

Бывает у вас так — «уже пятую неделю обсуждаем, а так ни до чего и не договорились»?

Если да, то переходите к модерации, а не руководству своими подчиненными.
И ваша команда буквально за несколько часов выйдет на решение вопросов, которые до этого не решались месяцами.

Если вы хотите научиться иногда переходить в роль Модератора, то нужно это делать по определенным правилам. Вам придется уйти от привычного образа «председателя собрания».

Для проведения по-настоящему сложных мероприятий вроде стратегической сессии лучше пригласить профессионального модератора.

А вот для повседневной работы вполне можно взять отдельные инструменты, правила и приемы и модерировать самостоятельно.

Что можно быстро использовать?

Что из технологии модерации может взять на вооружение руководитель, не имеющий специальной подготовки, но заинтересованный в том, чтобы обсуждения проходили эффективно?

Внешне модерация выглядит очень просто: собрались, ведущий задал вопрос, люди пообсуждали, написали что-то на карточках или листах флип-чарта, еще пообсуждали, и вот уже группа вышла на результат и сформировала планы действий.

Но эта простота обманчива. Самый главный секрет модерации – в тщательной подготовке.

Начинать нужно с целей.

Еще до проведения встречи необходимо поставить ясную и конкретную цель.

Чего вы хотите от собравшихся?

Например: Получить максимум идей, вариантов решения той или иной проблемы. Определить отношение к тому или иному варианту действий, проекту документа и т.п. Определить приоритеты – какие шаги необходимо предпринять, чтобы максимально продвинуться к достижению главной цели. Сформировать конкретные планы действий.

Все это – разные цели. Эти цели могут и «не ужиться» вместе. Значит, каждую цель отрабатываем в отдельном блоке с помощью определенных инструментов.

Как собирать новые идеи?

Часто руководителю нужно собрать новые идеи от своих сотрудников. Это отличная цель для модерации. Как это сделать правильно?

Генерация идей требует раскрепощенности и безоценочного подхода. Здесь очень важно, чтобы не было критики и давления.

Вам в роли модератора, нужно «уйти в тень», превратившись в слушателя, и позаботиться о том, чтобы особо активные или статусные участники не давили на остальных.

В этом хорошо помогает техника, когда участники сначала самостоятельно пишут предложения на небольших карточках, которые затем клеятся на флип-чарт или на стену.

Такой подход убивает даже не двух, а сразу несколько зайцев.

Во-первых, невозможно «отсидеться», ведь каждый должен что-то написать.

Во-вторых, у активных участников нет возможности давить на остальных, ведь дискуссия в этот момент отсутствует.

В-третьих, сбор идей происходит быстрее за счет одновременной работы сразу большого количества участников.

В-четвертых, идеи, собранные в письменном виде, удобно затем объединять в кластеры, что облегчает последующий анализ.

Что важно помнить, если вы хотите собрать максимум ценных идей:

Правильно подберите участников. Обеспечьте взгляды на проблему со всех сторон.

Помните: источник развития обычно находится за пределами системы. Привлеките в группу людей, «внешних» по отношению к проблеме – сотрудников смежных подразделений, клиентов, партнеров.

Полностью исключите любую критику и давление.

Собирайте идеи в письменном виде, но сделайте так, чтобы они были сформулированы кратко.

Дайте достаточно времени.

Генерация идей обычно идет в несколько «волн», разделяемых небольшими паузами.

Внимательно слушайте участников.

Очень важно понять, какой смысл вкладывал в те или иные формулировки именно сам автор идеи.

Обязательно поблагодарите участников за их работу!

Что делать после модерации?

И несколько слов о том, что нужно сделать уже после модерации спустя некоторое время. Нет ничего хуже, чем когда у людей создается ощущение, что все «уходит в песок», мол, «собирали нас, спрашивали, просили предлагать идеи, а потом в результате… ничего!»

Поэтому очень важно спустя несколько недель проинформировать участников о том, что было сделано по результатам модерации, какие решения были приняты, на что повлияли высказанные участниками предложения.

Только в этом случае культура обмена идеями в компании будет развиваться.

 

Подробнее можете узнать в нашем разделе «Тренинги командообразования»