Статья «Компетенции бизнес-тренера в онлайн» в журнале «Штат»

Изменение мира вместе с появлением коронавируса поменяло и многое в работе бизнес-тренеров. Актуальным стали не только аудиторные тренинги, но и выход  в онлайн-пространство.

Вначале многим казалось, что ничего сложного в переводе аудиторного тренинга в онлайн пространство нет. Некоторые, даже известные ведущие школ для бизнес-тренеров, говорили так: «Нужно только научиться кнопочки нажимать в ZOOM , а все остальное также. И еще прибавить чуть больше любви к своим слушателям». И начинали по привычке проводить 8-часовые тренинги, но перед экраном. Как вы понимаете, такой эксперимент быстро завершился, так как восприятие экрана и реальное пребывание в аудитории сильно отличаются.

После этого наступил  период экспериментов. Тренеры открывали заново для себя то, что уже несколько лет до кризиса делали крупные зарубежные компании. Тренеры начали понимать ограничения по времени пребывания в онлайн-пространстве. Открыли, что не только ZOOM существует, а есть безграничное количество онлайн-программ. И их можно также успешно использовать на тренингах. Стали осваивать нейропсихологию восприятия себя и учащихся на расстоянии и через экран компьютера. Узнали, что мобильные телефоны имеют свои ограничения во многих онлайн-инструментах. И то, что можно на компьютере, часто нельзя в мобильном или планшете.

Наступило время создания компетенций бизнес-тренера, который решил расширить свои возможности и проводить обучение в онлайн

Мы провели небольшой опрос – какие компетенции необходимы бизнес-тренеру для работы в онлайн-пространстве. И первое, что увидели – это неумение отличать компетенций в обучении от компетенций в онлайн-обучении. Например, нам писали, что для обучения в онлайн нужно иметь такие компетенции, как умение учиться, умение игрофицировать обучение, умение писать тексты и дизайн-мышление. Все эти умения необходимы любому, кто решил проводить обучение. И в любом формате, на любой площадке.

Для нас стало важным выяснить именно специфичные компетенции, которые необходимо приобрести бизнес-тренеру для перехода в онлайн со своими тренингами.

Мы выделили 7 базовых компетенций верхнего уровня. Давайте подробнее рассмотрим, какие это компетенции, и почему они так важны тренеру при переходе в онлайн режим.

1 компетенция – Знание онлайн-площадок и онлайн-инструментов

Первая, можно сказать, базовая компетенция, без которой невозможно работать в онлайн — знание онлайн-площадок и онлайн-инструментов и умение подбирать и использовать их под задачи обучения.

Конечно, сейчас стало привычным заходить в ZOOM и проводить там встречи, митинги, обучение. Но буквально год назад мало кто умел пользоваться этой онлайн-площадкой. Большинство использовали площадки для проведения вебинаров. А это говорящие головы с активностью в чатах. Наверное, мало кто знает, что только 2 года назад ZOOM стал русскоязычным, до этого все описания на этой площадке были только на английском.

И даже, если бизнес-тренер освоит площадку ZOOM, он должен быть готов к такой особенности, как регулярный «вылет» участников из онлайн-пространств. У таких «вылетов» могут быть самые различные причины, как технические, так и психологические. Тренеру необходимо учитывать эту особенность онлайн формата, отслеживать выпадающих участников и помогать им вернуться к активному участию в тренинге.

Для избегания превращения тренинга в вебинар, тренеру необходимо освоить такую практику, как деление участников на сессионные комнаты, освоить данный функционал онлайн-площадки в совершенстве. «Расшаривать» экран со своей презентацией. Переключаться на «белую доску», одновременно объясняя и задание, и то, как на ней нужно работать. Чем увереннее тренер будет чувствовать себя в области технических знаний онлайн-площадок, с которыми он работает, тем более высокого качества он сможет дать материал.

В нашей компании мы даем возможность бизнес-тренеру полностью погрузиться в материал по своей теме, сконцентрироваться непосредственно на процессе обучения. К обеспечению  технической поддержки привлекается администратор площадки, специально для этого подготовленный. Но даже такой вариант организации онлайн-тренинга не отменяет необходимости тренеру осваивать онлайн-площадки и онлайн-инструменты.

Скажем по секрету, что знания одной онлайн-площадки не достаточно. Есть компании, в которых ZOOM запрещен службой безопасности. И в этих компаниях используют другие площадки, типа Microsoft Teams. А если вы фриланс, то вам придется осваивать несколько таких площадок. Разница между ними небольшая, но расположение кнопок, количество функций все же будут отличаться.

Плюс к площадкам бизнес-тренеру нужно знать дополнительные онлайн-программы или инструменты. Они заточены под определенные функции менеджмента. Например, онлайн-программа Trello помогает ставить задачи и отслеживать статус их выполнения. Онлайн-программа MIRO дает возможность визуализировать обсуждения, креативить и т.п.

Есть программы, которые помогают делать опросы участников обучения. Знания онлайн-платформ и онлайн-программ, умелое их сочетание во время обучения и дает возможность развития первой компетенции.

Можно, конечно, все осваивать самостоятельно. Достаточно полный перечень онлайн-площадок и онлайн-программ представлен в свободном доступе в Интернете. Но данный подход займет очень много времени. Наша рекомендация – обратиться за помощью к опытным коллегам, которые уже не один год обучают в режиме онлайн и на практике освоили тонкости этого ремесла. Но это выбор каждого бизнес-тренера.

2 компетенция — Умение выявлять потребности в онлайн-обучении, разрабатывать программы под запрос заказчика

На первый взгляд кажется, что выявлять потребности бизнес-тренер умеет. Многие не раз это делали прежде, чем приступали к созданию программ тренингов. Но в онлайн-пространстве все имеет свою специфику.

При выявлении запроса в онлайн, помимо стандартного анализа деятельности компании  (подразделения, проекта), необходимо учитывать ряд особенностей именно онлайн-пространства. Их много. Мы перечислим основные.

Онлайн-тренинг, помимо того, что является образовательным продуктом, подразумевает взаимодействие участников с современной техникой на достаточно продвинутом уровне. Поэтому одной из специфических особенностей выявления потребностей в онлайн-обучении будет уточнение возраста участников, их категории, уровня их технической подготовки. Буквально, стоит уточнять, а смогут ли участники тренинга самостоятельно зарегистрироваться на тех онлайн-ресурсах, которые тренер планирует использовать в процессе тренинга: google.docs, facebook, zoom и т.п. Если в большинство вашей аудитории будет из тех кто далек от IT-сферы, придется упрощать онлайн-ресурсы для того, чтобы тренинг состоялся.

Также стоит учитывать территориальный разброс возможных участников. На онлайн-тренинг в одну группу запросто могут попасть люди, проживающие в разных часовых поясах. Здесь нужно будет находить компромисс, согласовывать время проведения тренинга, удобное для каждого.

Запросы заказчика онлайн-тренинга также могут иметь нюансы. Связаны они зачастую с рабочим режимом – наличием или отсутствием ноутбука или стационарного компьютера у участника, работой из офиса или в режиме постоянных разъездов. При выявлении таких особенностей, стоит предусмотреть дублирование программ на мобильные устройства.

Также нужно учитывать скорость Интернета у участников, так как многие онлайн-площадки весьма требовательны к системе компьютера и скорости передачи данных.

Ну, и о службе безопасности забывать не стоит. Особенно выявляя запрос на  онлайн-обучение в корпоративном секторе. Многие крупные компании по соображениям корпоративной безопасности не могут позволить себе пользоваться сторонними онлайн-ресурсами. Тем более на этих сторонних ресурсах размещать какую-либо информацию.

И здесь самое время перейти к третьей компетенции, без обладания которой тренер может столкнуться с серьезными затруднениями в работе онлайн.

3 компетенция — Умение подготавливать структурированный учебный материал, подбирать активности для онлайн-обучения

Проведение онлайн-тренинга требует от тренеров полного включения в процессы обучения, высокого качества материала и ответственности за его внедрение в практику. А также гибкости в изменении контента по ходу проведения онлайн-тренинга.

Именно поэтому должна быть четко сформулированная структура всего тренинга и описание каждого отдельного блока. Необходимо понимать, что тот объем информации, который тренер выдавал в процессе аудиторного тренинга за одну встречу, в онлайн-пространстве нужно будет делить на несколько модулей. Разделенный на куски учебный материал не должен утратить своей целостности, а процесс его освоения обязан быть логичным и понятным.

Для увеличения эффективности обучения, тренеру необходимо теоретическую часть закреплять активностями, иначе велик риск создать не онлайн-тренинг, а улучшенную версию вебинара. И здесь ему важно владеть широким набором активностей в онлайн-обучении, так как под каждую группу необходимо будет подбирать уникальный сет упражнений.

Итак, мы вплотную подошли к четвертой компетенции онлайн-тренера.

4 компетенция — Умение подбирать активности для онлайн-обучения

Под активностями в онлайн мы подразумеваем не физкультурные паузы: бег или приседания. Активности в онлайн – это онлайн-инструменты площадок, их функциональные особенности, которые позволяют оживить однообразный процесс.

Активность в онлайн-тренинге – это некий аналог диалога в оффлайн, но здесь диалог происходит между человеком и компьютерной программой.

Вот только малый перечень возможных активностей:

  • Практические задания на доске MIRO;
  • Drag-and-drop тренажеры;
  • Тестовые задания внутри презентации;
  • Игры в форматах квестов, стратегий, викторин;
  • Диалоговый тренажер и т.п.

Но обладание знанием большого количества активностей не гарантирует преимуществ при создании онлайн-тренинга. Как правило, каждая активность узко «заточена» под решение конкретной задачи. И подбор активностей должен учитывать особенности целевой аудитории, запрос заказчика или стейкхолдера, а также сам учебный материал. Именно поэтому компетенцию мы назвали «умение подбирать активности», а не «умение использовать активности».

Для повышения эффективности онлайн-тренинга тренеру необходимо ориентироваться в том многообразии активностей и знать возможности интерактивности онлайн-площадки (всплывающие окна, возможность ввести ответ, видео-фрагменты и т.д.), выбранной для организации обучающего процесса. Сочетая все эти элементы, тренер без проблем сможет подобрать под свой материал и свою аудиторию именно те активности, которые усилят его тренинг.

Когда этот этап будет завершен, тренеру необходимо будет упаковать свой продукт. И здесь необходимо перейти к пятой компетенции.

5 компетенция — Презентационные и ораторские навыки в онлайн-среде

Работая аудиторно, оффлайн, многие ли тренера используют презентации для своих тренингов? Уверены, что большинство давно отказались от этой затеи в пользу скрайбинга или просто работы на флипчарте. И причины всем известны:

  • презентация отвлекает внимание от тренера;
  • презентация делает тренинг слишком «запланированным», не позволяет быть гибким и менять содержание при необходимости;
  • презентация дело трудоёмкое, нужно потратить дополнительное время на ее создание.

Что изменилось при переходе в онлайн? Есть кардинальное отличие от оффлайн — без презентации теперь невозможно обойтись! Ответим почему.

  • «Говорящая голова» утомляет уже через 3-5 минут, и если не будет задействован зрительный канал участники просто «отключатся»;
  • Именно слайды запоминаются и «якорят» услышанное на онлайн-тренинге;
  • Презентация «ведёт» за собой участников, показывает, когда происходит смена активностей;
  • Она позволяет как по карте ориентироваться в логике материала;
  • В конце концов, при проблемах со связью участники не остаются наедине с застывшим изображением тренера, перед глазами есть материал.

Презентация в онлайн-тренинге выступает в роли со-тренера. Необходимо понимать, что презентация не заменяет тренера, она лишь выступает помощником, который структурирует учебный материал, позволяет фиксировать значимые точки в процессе обучения, выстраивает логистику тренинга. И если в аудиторном тренинге презентация, зачастую, забирала все внимание от тренера, то в онлайн-режиме она это внимание усиливает.

Вы знаете, что когда мы смотрим на экран, то часть времени уделяем себе. Мы отслеживаем, как выглядим, как сидим, какие у нас эмоции. Это полностью отсутствует в аудиторных тренингах.  Если бы только мы не проводили их перед зеркалами. И в этом случае, дабы избежать чрезмерного волнения, тренеру помогает презентация.

Есть еще одна особенность, которая усложняет проведение обучения в онлайн. Это осознание, что каждое слово записывается. И нужно очень тщательно выбирать выражения, строить фразы, приводить примеры. Тезисы, закрепленные в презентации, позволяют более спокойно чувствовать себя тренеру, так как он знает, что не упустит ничего важного и подаст материал логично.

Грамотно оформленная презентация помогает тренеру сохранить хладнокровие и собранность, ведь ему приходится разрываться между отслеживанием себя, отслеживанием реакции участников, тревогой, что при выключенных видео не видно эмоций.

И это подводит нас к шестой компетенции.

6 компетенция — Владение техниками управления групповой динамикой в онлайн-обучении и приемами вовлечения, в частности, геймификация в онлайн

Многие бизнес-тренеры путают групповую активность и групповую динамику. В онлайн это оказывается критичным. Активность  — это быстрые ответы многих участников на ваши вопросы, включение в упражнения и т.п.

Групповая динамика – это поэтапное развитие группы учащихся. Зная ее, можно более успешно выстраивать отрезки передаваемой информации в онлайн. Например, на первых двух модулях не стоит ожидать от участников большой активности. На них нужно больше рассказывать самим, делить на подгруппы, давать увлекательные задания. Таким образом, вы снимаете напряжение и увеличиваете доверие к вам и материалу курса.

На первых 2-3 модулях участники еще сравнивают свои ожидания с тем, что они получают. Поэтому могут быть сопротивления, недовольства. В общем, все то, в чем выражается неоправданные ожидания. Поэтому на первых модулях стоит давать очень насыщенный, нужный и интересный материал, не усложняя его и не спрашивая у участников много об их опыте. Стоит делить на подгруппы, поощрять активность.

Если онлайн-программы длительные, более 7 модулей, то в середине таких программ стоит изменить приемы вовлечения, добавить экспертов, новые онлайн-инструменты. Иначе участникам станет скучно долго находиться в одной и той же парадигме проведения онлайн-программы.

Одним из эффективных способов увеличения вовлеченности участников в процесс онлайн-обучения является игрофикация. Основной принцип игрофикации —получение постоянной, измеримой обратной связи от участников тренинга для динамичной корректировки поведения, Во врем онлайн-игры или ее фрагмента в тренинге освоение нужного материала происходит быстрее, более эмоционально.

Важной особенностью игрофикации является создание легенды, истории, снабжённой драматическими приёмами, которая сопровождает процесс прохождения тренинга. Это создает у участников ощущение сопричастности, вклада в общее дело, интереса к достижению каких-либо вымышленных целей.

Кроме того, при игрофикации применяется поэтапное изменение и усложнение целей и задач по мере того, как участники осваивают новые умения. Это обеспечивает развитие компетенций при сохранении вовлечённости.

7 компетенция — Владение способами диагностики и контроля результатов онлайн-обучения

Если проводить аналогии, то аудиторный тренинг – это полнометражный фильм, а онлайн-тренинг – сериал. И каждая серия, несмотря на общий сюжет, может вызывать абсолютно разные эмоции. Более того, отслеживать эти эмоции достаточно трудно, так как у тренера нет возможности видеть каждого участника. И реагировать мгновенно, снимая негатив, переводя эмоции участников в конструктивное русло прямо в процессе тренинга.

Да, в процессе онлайн-модуля у тренера есть возможность взаимодействовать с участниками, в том числе и корректировать их настроение, но только в том случае, если участник проявляет свою эмоцию. Зачастую, участники в онлайн отмалчиваются, а при выключенной камере невозможно увидеть невербальные проявления недовольства, сомнений или отторжения.

Именно поэтому мы выделяем владение способами диагностики в отдельную компетенцию онлайн-тренера. Подобно шоураннеру сериала, после каждой серии своего тренинга, он должен получать срез эмоционально состояния участников процесса, диагностировать не только объем знаний, полученных учащимися, но и их состояние. Понимать, что вызывает трудности, какие приемы и активности не работают, или, наоборот, в какие моменты тренинга участники чувствуют эмоциональный подъем, что помогает им ощущать радость и удовлетворение.

И, исходя из полученных данных, тренеру необходимо вносить корректировки, изменяя и совершенствуя свой тренинг. Это позволит ему сохранить положительную динамику в обучении и количественный состав участников на протяжении всего «сериала».

Итак, подведем небольшой итог

Для достижения максимальной эффективности в организации онлайн-тренинга, тренеру необходимо:

  • Досконально изучить онлайн-площадки и их функционал, чтобы уверенно чувствовать себя в новой среде, грамотно используя онлайн-инструменты;
  • Учитывая особенности выявления потребностей для онлайн-обучения, подбирать необходимый материал. Структурировать его, закладывая возможности корректировки учебного плана при запросе заказчика;
  • Обучаться новым и ориентироваться в уже созданных онлайн-активностях, наполняя ими свой тренинг. При этом учитывая особенности целевой аудитории и обучающего материала, возможности онлайн-площадки;
  • Создавать качественные, содержательные презентации, уметь работать с ними дуэтом, оттачивая при этом собственные ораторские и презентационные умения;
  • Помнить о необходимости постоянного контроля за групповой динамикой, обладать запасом техник увеличения вовлеченности участников в процесс онлайн-обучения
  • «Прокачивать» себя в области диагностики эмоционального состояния онлайн, расширять базу техник для контроля результатов обучения дистанционно.

Мир онлайн-тренингов растет и оживает с каждым днем все быстрее. Вышеописанные компетенции не претендуют на роль догмы, и, скорее всего, их набор будет постоянно меняться. Но уже сейчас, прирастив к уже имеющимся компетенциям  описанные нами навыки, тренер сможет эффективно и быстро организовать перевод своего обучения в онлайн. И мы готовы помогать тренерам в этом.

И небольшой бонус – приведем ниже несколько рекомендаций от тренеров, которые вышли в онлайн-обучение уже достаточно давно, и лично познакомились с особенностями нового формата.

«Используйте больше интерактива. Монологи длительностью более 5 минут стоит исключить (разве что это мотивационный блок, но и это много даже для него). Давать больше практических заданий для решений малыми группами, или, даже парами. После каждого упражнения стоит организовать обратную связь, быструю и структурированную. Причем сначала получить ее от обучающихся, только потом дать свою.  Ну, и включить у себя харизму телеведущего».

«Не гнаться за количеством, очень внимательно подходить к численности участников».

«Натереть тренинг на мелкой тёрке» — вот как я называю формат, при котором обучение организуется очень дозировано, по одному тематическому модулю за один день. Он позволяет не перегружать участников информацией, дать возможность быстро внедрить новые инструменты в работу, получить первую обратную связь по их использованию и при необходимости что-то быстро скорректировать.

В онлайн-обучении только такой «натёртый» тренинг и будет эффективным, в силу особенностей работы нашего мозга через удаленные каналы. Я и раньше замечала, что по истечении 1,5-2 часов внимание и концентрация участников в онлайне начинают снижаться, особенно если не разнообразить процесс активностями. Сейчас я получила экспертное подтверждение этому наблюдению: онлайн-занятия, длящиеся свыше 2 ч, сильно теряют в эффективности.

Но самой большой и замечательной находкой для меня стала идея поддерживающих встреч после каждого модуля тренинга. Эти встречи следуют за каждым тематическим занятием и, по сути, посвящены трем вещам:

— разбору вопросов, на которые участник не смог получить ответа в ходе основного модуля;

— возможности еще раз «потрогать руками» те инструменты, которые разбирались в модуле;

— получению дополнительных материалов по теме.

Сам модуль, как правило, несётся быстро, а вот поддерживающая встреча – это возможность замедлиться, порефлексировать, даже попробовать и совершить ошибку, которую здесь же можно будет исправить.

Сейчас для меня, как для онлайн-тренера с «приращенными» компетенциями стоит задача разобраться, как в поддерживающих встречах соединить некую спонтанность в ответ на текущий запрос участников – и структуру, которая поможет им окончательно разобраться со всеми материалами модуля».

Автор — Галина САРТАН, канд.психол.наук,
СЕО консалтинговой компании Katarsis Business Group
 

Источник