fbpx

Разминки на тренинге – новый взгляд на привычные действия

Как отвечают тренеры, зачем они проводят разминки:

«Чтобы снять напряжение у участников», «Создать положительный эмоциональный настрой», «Раскрепостить», «Снять зажимы», «Познакомить друг с другом», «Создать доверительную атмосферу»

Возникает естественный вопрос — а откуда берутся эти зажимы, дискомфорт, отсутствие положительного настроя? Скорее всего, вы поспешили начать тренинг, сделали формальное знакомство и доверились разминке. «Это упражнение вытянет то, что я не доделал!» Конечно, вы это не говорите, но бессознательное не обманешь.


А всегда ли разминки создают тот настрой, который вы ожидаете?


Предлагаю разобрать печально известное упражнение «Снежный ком». Оно очень простое — первый участник говорит вслух свое имя, второй участник повторяет имя первого и называет свое имя. Третий участник повторяет имя первого, второго участника и называет свое имя… И так по кругу до последнего участника, который должен напрячь свою память, повторить имена всех присутствующих и не забыть при этом свое имя. Как вы думаете, какое состояние будет у последних участников тренинга? Комфортное, раскрепощенное? Скорее всего, наоборот.

Меня поражает желание некоторых тренеров заставить участников тренинга выучить имена присутствующих. Экономите на бейджах? Считаете, что так будут лучше общаться? Какова цель этого упражнения?

В обсуждениях в социальных сетях читаю просьбы тренеров порекомендовать упражнения, игры, задания. Если вы считаете, что большое количество накопленных заданий сможет вытянуть ваш тренинг, вы глубоко ошибаетесь. Вам нужно совсем немного заданий, чтобы тренинг был успешным. Сами по себе задания, упражнения, игры не учат…

Вы получаете нужный эффект только в случае, если после задания проводите групповой анализ. Заметьте, не анализ тренера, а групповой анализ!


Если после разминки вам не о чем спросить, задайте себе вопрос, зачем вы ее провели.


Создать положительный эмоциональный настрой в группе можно легко и быстро, не используя ни одной разминки. Но это лучше всего демонстрировать на тренинге для тренеров, а не описывать…

Это еще одна распространенная ошибка – много внимание на проведение упражнения и куцое заключение тренера в конце. Примерно такое: «Вы проделали это упражнение и в итоге узнали, как важно слушать собеседника во время переговоров…» Тренер уверен, что анализ упражнения сделан.

Есть еще вариант, который часто демонстрируют тренеры. Они задают вопросы группе, но в основном, закрытые: «Вам понравилось упражнение?» «Теперь вы поняли, насколько важно слушать собеседника во время переговоров?» «Возникли ли какие-то вопросы?»


Что получает группа во время такого анализа?


В общем, ничего. У участников не спросили, насколько это задание похоже на то, что происходит у них в реальных переговорах. Они не поделились своими сложностями или достижениями. Тренер поспешил перейти к следующему упражнению, чтобы успеть выполнить написанный план тренинга.

После подобных тренингов участники выходят  с вопросом: «А что собственно мы для себя получили?»


Любое упражнение можно адаптировать под тему и цели тренинга с помощью анализа после него.


Например,  задание на знакомство. В одном задании соединяете знакомство участников с отработкой по теме тренинга. Делите участников в пары и просите узнать как можно больше друг о друге, а потом один представляет другого и наоборот.

Если это тренинг переговоров, то вопросы для анализа этого упражнения будут такими: «Насколько точно было передано то, что вы рассказали своему собеседнику?» «Расскажите, что отвлекало вас от рассказа собеседника?» «Что вы сделали такого, чтобы расположить собеседника и узнать как можно больше информации?» и т.п.

После того, как группа ответит на все эти вопросы, тренер обобщает полученные ответы и делает акценты на особенностях этапа знакомства во время переговоров.

То же упражнение, но на тренинге презентации. После него тренер задает уже другие вопросы: «Что в рассказе о собеседнике заполнилось больше всего? Почему?» «Какие акценты делал выступающий?» «Как изменилось ваше отношение к участнику после его представления?» «Что бы вы изменили в выступлении?» и т.п.

После анализа выступлений тренер обобщает и обращает внимание слушателей на то, из чего складывается запоминающееся выступление.

То же упражнение, но на тренинге продаж. Тренер задает такие вопросы: «Какие вопросы вы задавали, чтобы узнать важную информацию о вашем собеседнике?» «Он отвечал вам односложно или давал развернутые ответы?» «Что было сложно в сборе информации?» и т.п.

После анализа тренер обращает внимание на то, как формулировка вопросов помогает собирать информацию, чтобы выявить потребности клиента во время продаж.

И так можно до бесконечности. Вам нужно всего одно упражнение. Но после него вы каждый раз меняете вопросы в зависимости от темы и целей вашего тренинга.


Итак, три важных совета для повышения профессионализма тренера:


  1. Чем больше вы будете узнавать, как воздействовать на группы, тем меньше вам нужны будут примитивные разминки.
  2. Собирайте не упражнения, а вопросы анализа. Польза от ваших тренингов повысится в несколько раз. А вы приобретете навык фасилитации.
  3. Создавайте эмоциональную атмосферу, используя потенциал группы. На ваших тренингах исчезнет сопротивление, «трудные» участники, критика ваших действий.