Методология онлайн-тренинга

В статье структурно и доступно определяется  место онлайн-тренинга в системе онлайн-образования. Даются основные отличия  аудиторного тренинга от онлайн-тренинга. Объясняется, почему нельзя переносить аудиторный  тренинг в онлайн, а надо создавать новый учебный продукт. Описывается методология онлайн-тренинга —  набор приемов и способов комплексной реализации целей обучения.

 

Галина Сартан, кандидат психол. наук, основатель Школы онлайн-тренеров

Почему нашей методологии онлайн-тренинга стоит доверять

Наша методология интегрирует в себе наработки американских коллег (в частности, опыт онлайн-обучения компании Lambda)  и адаптацию к российским условиям бизнеса. Несколько лет назад мы начали ее внедрять в ряде крупных российских компаний. По мере проведения онлайн-тренингов мы дорабатывали, уточняли, дополняли основы, которые были заложены изначально в структуру их проведения. Результаты, которые получали наши заказчики, превышали результаты аудиторных тренингов. И основная причина была в том, что уже во время проведения онлайн-тренинга полученные знания внедрялись в практику работы сотрудников. А это позволяло заказчикам проверять качество обучения сотрудников,  соответствие ожидаемым целям и задачам обучения уже во время проведения онлайн-тренинга. При необходимости, проводить коррекцию в ходе онлайн-тренинга.

Проведение онлайн-тренинга по нашей методологии требует от тренеров полного включения в процессы обучения, высокого качества материала и ответственности за его внедрение в практику. А также гибкости в изменении контента по ходу проведения онлайн-тренинга.

Наша методология проведения онлайн-тренингов существенно экономит временные и финансовые ресурсы компаний.  Что в условиях экономического кризиса становится решающим в обучении персонала. 

Место онлайн-тренинга в системе онлайн-образования

В онлайн-обучении выделяют синхронные и асинхронные приемы обучения.

Обратите внимание на уже устоявшуюся терминологию. Это важно для того, чтобы не путаться в активных и записанных приемах онлайн-обучения. Активные приемы онлайн-обучения, когда с обучающимися работает преподаватель, называются синхронными. Пассивные, когда обучение передается в заранее записанном виде, называются асинхронными.

 

Онлайн-тренинги входят в синхронное онлайн-обучение. Сейчас термин онлайн-тренинг только зарождается, пока не привычен для большинства людей. Поэтому онлайн-тренинги иногда называют вебинарами тоже. Но между вебинарами и онлайн-тренингами очень много отличий. В таблице указаны основные моменты, которые помогут отличить их друг от друга.

Хотим подчеркнуть основное отличие онлайн-тренинга от вебинара – это отработка умений и внедрение в практику полученных знаний уже во время онлайн-тренинга. Далее мы подробно раскроем, в чем это выражается. А также, почему методология онлайн-тренинга отличается от проведения аудиторных тренингов.

Отличия аудиторных тренингов от онлайн-тренингов

Аудиторный тренинг включает в себя три основных составляющих. И уже стало привычным, что перед началом тренинга проходит изучение запроса, адаптация материала под участников.

Мы не будем подробно описывать что входит в проведение аудиторных тренингов. Все разминки, озвучивание правил, информационные сообщения, деловые игры, ситуационные игры, практические отработки, фасилитация и модерация уже давно известны бизнес-тренерам. И в последнее время у них возникали вопросы, как это все перенести в онлайн. Что-то перенести можно, что-то нельзя. Но если переносить аудиторный тренинг в онлайн и не вносить в него важных составляющих, то вы получите улучшенный вебинар. А наша задача сделать тренинг в онлайн заново, чтобы не только не потерять в качестве, но и существенно повысить его.

Каковы существенные отличия онлайн-тренинга от аудиторного и почему вы заявляем, что это абсолютно новый продукт на рынке образования?

Посмотрите составляющие онлайн-тренинга:

Вы видите, что подготовка к проведению тренинга не изменилась. Но в ней появился один важный момент – это установочная встреча. Она необходима, чтобы ввести в онлайн-пространство участников онлайн-тренинга, познакомить их с основными инструментами и новой для них структурой проведения самого тренинга. В аудиторных тренингах мы этого не делаем, так как аудитория, ее оснащение и сам стиль проведения тренинга уже знакомы для участников. В онлайн-тренингах для них все новое. Возможно, только на начальных стадиях их проведения. Пройдет время, и такие встречи также окажутся не нужными.

Далее в структуре онлайн-тренинга появляется совершенно новое понятие – модули. Мы все содержание, которое нужно передать участникам, делим на модули не более 2 часов. Это то время, за которое внимание, работоспособность можно сохранять у участников перед экранами. И это то оптимальное время, за которое вы можете дать определенный набор теории и практики для последующего внедрения.

Итак, каждый онлайн-тренинг состоит из последовательного проведения модулей, на которые вы делите всю свою информацию, и поддерживающего сопровождения между ними. На них вы проверяете качество усвоения информации и успешность внедрения в практику полученных умений.  Таким образом, уже во время онлайн-тренинга мы внедряем нужные участникам знания и умения в их работу. А также мы можем осуществлять постоянный контроль этого внедрения с обратной связью и дополнительной информацией.

В онлайн-тренинге мы имеем больше возможностей для дополнительной мотивации участников, актуализации полученных знаний и коммуникации для получения и дачи обратной связи. Между модулями и встреча по внедрению мы можем общаться с ними в закрытых группах и чатах, проводить дополнительные опросы, оперативно отвечать на вопросы, корректировать их поведение, эмоциональное состояние и качество внедрения.

Содержание модуля в онлайн-тренинге

Изменяется и содержание нашего материала. Информация становится более структурированной, точной и визуально подкрепленной. Каждый модуль длится 2 часа. Как правило, в зависимости от темы и содержания онлайн-тренинга, вы можете разбить ваш материал на 3 – 20 модулей. И в каждом модуле у вас должна быть важная для внедрения в работу участников информация.

Когда под нашим руководством участники Школы онлайн-тренеров создают свои онлайн-тренинги, они дают обратную связь, что их аудиторные тренинги на похожие темы также изменяются. Они перерабатывают информацию и делают ее более точной и структурированной, чего не делали раннее.

Обратите внимание, в этом слайде указаны все основные моменты, которые вам нужно учесть при подготовке каждого модуля. Это обязательное наличие презентации, отвечающей правилам онлайн-восприятия. Определенное количество практик – не более 2-х в подгруппах и несколько в общей группе. Наличие разнообразных дополнительных онлайн-инструментов позволяет делать практики интересными и изменять их в рамках даже одного модуля.

В начале каждого модуля проверяется домашнее задание, которое было дано на предыдущем модуле. Есть особенности такой проверки – вы не просите каждого участника рассказать о том, как он выполнил свое домашнее задание. Такая проверка происходит во время поддерживающей встрече. О ней подробно напишем далее. Вы обобщаете выполнение практики, отмечаете основные моменты, на которые нужно обратить внимание для дальнейшего внедрения. Проверка домашнего задания в начале модуля занимает не более 7 минут.

В конце каждого модуля дается домашнее задание на внедрение в практику полученных знаний на модуле. Это важный момент, благодаря которому уже во время проведения онлайн-тренинга вы получаете реальные результаты и можете контролировать качество.

Структура поддерживающего сопровождения в онлайн-тренинге

Поддерживающее сопровождение между модулями длится примерно 1 час. Это сопровождение происходит в группе и может быть разнообразно по содержанию в зависимости от темы модуля и домашнего задания, которое участники должны выполнить. Это могут быть ответы на вопросы и дополнительная информация от ведущего модуля, разбор кейсов участников обучения. Основная задача поддерживающего сопровождения – помощь во внедрении в практику материала, данного на модуле. А также дополнительная мотивации, повышение качества внедрения полученных знаний.

Обобщение и заключение

В итоге проведения онлайн-тренинга по нашей проверенной методологии, заказчик и участники обучения получают:

  1. Структурированную информацию с одновременно отработкой в практике. Это повышает ее доступность и дает возможность сразу проверить практическую применимость.
  2. Вовлечение участников в процесс обучения через практику применения «здесь и сейчас».
  3. Сокращение времени на отвлеченные развлекательные мероприятия и точное структурирование нужной для участников обучения и компании информации.
  4. Расширение возможностей передачи информации как внутри компании, так и между участниками внешнего обучения. Все модули, дополнительная информация остается у них в виде записей, презентаций.
  5. Более точную адаптацию учебного материала под цели и задачи заказчика и участников. В процессе внедрения содержание модулей может дополняться нужной информацией и практиками.
  6. Высокий уровень качества проведения, которое отслеживается заказчиком во время онлайн-тренинга. Контроль внедрения в работу уже во время проведения онлайн-тренинга.
  7. Экономию временных и финансовых ресурсов. Сотрудники обучаются без отрыва от работы. Отсутствуют командировочные расходы, организационные в виде аренды аудиторий и т.п. Все материалы онлайн-тренингов остаются в компании в виде записей модулей, презентаций, дополнительных материалов, и могут использоваться для дальнейшего обучения внутренних сотрудников.

Перейдите в Школу онлайн-тренеров. Здесь есть подробная программа онлайн-обучения, условия и расписание.